Самым внушительным трактатом о войне в мировой истории стало "Искусство войны" Сунь-цзы. Этот древний китайский трактат, написанный более двух тысяч лет назад таинственным воином и философом Сунь-цзы. Это классическое руководство по стратегии поведения в конфликтах любого уровня — от психологического соперничества до военных действий. Мудрость его изречений пережила миллионы революций, как в технологическом, так и в человеческом масштабе. Характерные для даосизма представления о человеческой природе, сущности возникающих конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций дают возможность применять силу без грубого насилия и побеждать еще до начала открытого противостояния. С этой точки зрения "Искусство войны" может считаться настольной книгой политиков, политологов и психологов. Будущие кибервоеначальники смогут по-новому открыть её для себя. Например, при ведении оборонительных действий он предостерегает полководцев от мысли о добрых намерениях других, а также советует изначально не рассчитывать лучший исход. Это вполне разумный совет, особенно учитывая тот факт, что любой компьютер мгновенно подвергается угрозе, получив доступ к интернету. Сунь-цзы говорит: "Искусство войны учит нас полагаться не на вероятность того, что враг не наступит, но на нашу готовность противостоять ему; не на возможность того, что враг не будет атаковать, но на уверенность в том, что наше расположение недосягаемо". В теории, кибервойна должна стать неплохим вариантом мировых войн: она сокращает длительность конфликтов и уменьшает количество человеческих жертв, что способствует экономическому восстановлению страны после военных действий, а также послевоенной дипломатии. Однако, сложность может заключаться в написании военной доктрины, включающей все многочисленные аспекты ведения киберпротивостояний, которые являются революционными для военных. По крайней мере, стоит учитывать хотя бы десять из них: 1. Интернет — искусственная среда, которая может быть сформирована в соответствии со стандартами национальной безопасности. 2. Постоянное совершенствование технологий и хакерских инструментов делает невозможным владение всеми ими. 3. Возможности конфликтующих сторон определяются связностью компонентов системы и пропускной способностью, а не географическим расположением. 4. Пространство ведения кибевойны постоянно бесконтрольно изменяется из-за апдейтов программного обеспечения и изменения конфигураций сетей. 5. В противовес историческому пониманию войны, киберконфликты поощряют нападающих. 6. Кибератаки могут использоваться для пропаганды, в целях шпионажа, а также для нанесения вреда инфраструктуре противника. 7. Сложность надёжного определения источника кибератаки снижает надежность сдерживания и применения ответных мер. 8. "Тихая" природа киберконфликтов означает, что о ведении кибервойны будут знать только её участники. 9. Отсутствие экспертизы и нехватка доказательств может превратить победу, поражение и последствия военных действий в весьма субъективные понятия. 10. В кибератаках нет моральных запретов — они основываются прежде всего на получении и незаконном использовании цифровых данных. Следовательно, тем самым меньше страдают люди. Мировые полководцы, включая Сунь-цзы, могут помочь современному миру убрать пробелы в вопросах киберобороны, но многие годы уйдут на то, чтобы включить все аспекты ведения киберконфликтов в мировую военную доктрину. Будут ли войны будущего происходить на информационном уровне? С большой компьютеризацией военной техники и систем думаю так и будет..