В Одессе доживает последние дни шедевр промышленного зодчества. Зажатая между Воронцовкой и Ближними Мельницами промышленная территория, на которой догнивают останки флагмана тяжелого краностроения Советского Союза, удалена от всех известных туристических маршрутов города. Вместе с тем, Главные железнодорожные мастерские, которые располагались здесь с середины XIX века, являются неотъемлемой и важной частью истории становления Одессы как промышленного центра. Недавний инцидент с обрушением дореволюционного здания на железнодорожное полотно, результатом которого стало распоряжение о сносе исторических объектов, может привести к окончательной утрате настоящего памятника. На фоне этого комплекса меркнет меркнет даже такая архитектурная жемчужина, как Красная мельница Вайнштейнов. Речь идет о вагоноремонтных мастерских барона Унгерна-Штернберга. Карл Карлович Унгерн-Штернберг — представитель древнего шведского рода, ведущего свою родословную едва ли не от Аттилы. Он являлся камергером императорского двора. Именно ему была поручена роль строителя первой железнодорожной ветки в диких степях Херсонской губернии — от Одессы до Паркан. Позже барон строил другие ветки: Кишиневскую, Балто-Елисаветградскую, связал Одессу с Кременчугом, а потом и с Харьковом, построил первый мост через Днестр в Бендерах. Одесситам же он подарил мост на Молдаванке, прозванный «Бароновским», но впоследствии ставший Горбатым. Торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги состоялось 4 мая 1863 года, а длина первого участка, соединившего Одессу с Балтой, составила 222 с половиной версты. Летом того же года неподалеку от Конной площади были возведены вагоноремонтные корпуса и здание первого одесского вокзала (сейчас станция «Одесса-Товарная»). В конце 19-го века вокзал и его расположение перестали устраивать пассажиров, и с разрешения императора новое здание построили ближе к центру города. Сейчас же, согласно новому Генплану, главный вокзал собираются опять перенести в район Застав. Архитектором вагоноремонтных корпусов стал Аркадий Дмитриевич Тодоров, чей талант зодчего максимально раскрылся в строительстве общественных и промышленных зданий. Корпуса Нового рынка, Алексеевская церковь, скотобойни на Пересыпи и многие другие одесские здания украшают наш город благодаря Тодорову. В 1930 году Главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в краностроительный завод им. Январского восстания. Тут был сконструирован и изготовлен первый паровой шеститонный кран на железнодорожном ходу «Январец-1», а в годы Великой Отечественной войны выпускали легендарный танк «На испуг». В советские времена завод создавал и поставлял краны в 47 стран мира. Ежемесячно он выдавал на-гора не менее семи десятков тяжелых подъемных механизмов. В годы независимости предприятие подверглось рейдерской атаке, и сегодня почти не функционирует. Любопытна судьба краяновского памятника Ленину, встречавшего и провожавшего рабочую смену «Январки». Скульптуру «спас» владелец американского ресторана Goff's Hamburgers Харви Гофу, выкупив ее за 500 долларов и украсив статуей вход в свой общепит в Далласе. На постаменте он выбил слова «America’s Won». Но вернемся к «Краяну» Новые заводские цеха «незаметно» для Фонда госимущества превратились в склады одного известного владельца сети продуктовых магазинов. И им еще повезло. Старые корпуса, находящиеся севернее железнодорожной ветки, распиливают на металлолом. 15 октября 2011 самые старые цеха завода запылали. Пять пожарных расчетов несколько часов тушили памятник архитектуры и самоотверженно вынесли из-под обваливающейся и пылающей крыши десять баллонов с кислородом, которые использовались для резки металлических конструкций. В середине марта этого года стена одного из дореволюционных корпусов рухнула на железнодорожное полотно, заблокировав движение на оживленном участке и повредив электропоезд «Интерсити». Сумма материального ущерба, понесенного ОЖД, составила более 200 тысяч гривен. Что потеряет в итоге Одесса — можно только догадываться. Вы зашли как гость. Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или залогиньтесь.